Модная обувь - истоки современной новизны

модная обувь историяКаждый сезон дизайнеры предлагают новейшие тенденции мира моды, особенно беспощадно экспериментируя с обувью. Результаты поражают смелостью воплощения, однако нововведениями их назвать сложно. Обувь дня сегодняшнего сильно отдалилась от той, что носили пару-тройку лет назад, но все равно современная мода возвращается к прошлому. И если внимательно приглядеться даже к самым безумным фантазиям, невозможно избавиться от мысли, что где-то это уже встречалось.

Лавка древностей

Из древнего мира в современность шагнули многие направления обувной моды. Самая распространенная – перетягивание ноги веревочками и полосками ткани, шнуровка от стопы до голени.

 

То, что сегодня известно как римские сандалии, на самом деле носили и древние греки. Плоская подошва крепилась к ноге тонкими ремешками – так и родились сандалии, из образа которых затем и вышли все босоножки. Данная традиция раскрыла себя во всей первозданной красе в последние годы, когда начали выпускать туфли от стандартных босоножек в римском стиле до более замысловатых моделей с акцентом на шнурки-перетяжки.

В особенности обматывать ногу усматривается еще и китайская тема. Многовековое забинтовывание стопы сегодня также нашло применение в оформлении туфель лентами, которые вьются по ноге, доходя до колена.

В 2009 году на подиуме появились осенние и зимние сапоги с открытым носом, что повергло в шок даже отважных модниц. Но и это далеко не новинка. Еще древние греки с удовольствием носили эндромисы – закрытые сапоги, открывающие пальцы.

Покорение высоты

модная обувь историяСчитается, что традиция вставать на каблуки тоже родилась в Древней Греции. Во время театральных представлений актеры древнегреческого театра носили обувь на высокой платформе и каблуках.

В Азии также с древних времен прижился обычай вставать на подобные возвышения. Восточные традиции требовали от женщины кротости и покорности, в том числе и в шаге. Лучше всего подобающей медленной походке способствовала жесткая деревянная обувь, тем более, когда к ней прилагалась огромная платформа.

Тугое пеленание ног для сохранения миниатюрности стопы, распространенное в Китае вплоть до начала XX века, хорошо сочеталось с введением каблука. Отныне женщины могли ходить более свободно, потому что пятка приподнималась. Китайские туфельки-лотосы имели острый мысок, мягкую тканую основу и деревянный каблук. И хоть нога также сильно деформировалась, ходить стало значительно легче. В Японии же до сих пор носят гэта – деревянные платформы-скамеечки, которые ранее могли достигать невероятных высот.

Но в то время, когда азиатская платформа нужна была для сдерживания движений, в Европе она служила как раз противоположным целям. В эпоху Возрождения обувь на толстой подошве носили повсеместно, но особенно отличилась Венеция.

«Плавучий город» обязывал жителей следить за сохранностью своей обуви, которую легко можно было намочить. Верхняя, богато украшенная часть туфель, оставалась невредимой, потому что модницы ходили по венецианским улочкам на огромных, но удобных платформах из дерева или пробки. Некоторые из них достигали полуметра в толщину. Однако уже к XVII веку мода изменила лицо, стала более изящной и утонченной.

Острая мода

модная обувь историяВ эпоху Барокко в европейских странах отказались от тяжелой обуви с громоздкой платформой и каблуком в пользу мягких туфель, которые отличались очень узким и загнутым носом. Ношение их было почетной обязанностью знати мужского пола. Длина носа и степень загиба сообщала о положении в обществе.

Пока же представители голубых кровей носили остроносые туфли из расшитого бархата, простолюдины творили свою собственную моду. Это особенно ярко проявилось в Голландии, где начали изготавливать доступные кломпы – деревянные башмачки с чуть вздернутым мыском. Сегодня они являются символом страны.

В наши дни тема острого носа не перестает эксплуатироваться дизайнерами, что особенно заметно в классических лодочках на шпильке. Но в последнее время наблюдается тяга к более сдержанной остроте, поэтому именно мотивы голландских башмачков все чаще заявляют о себе.

Святая простота

При всей оригинальности и нестандартности современной обуви, нельзя упустить из виду и оборотную сторону медали. Ею можно назвать идеальную простоту, которая не знает ни каблуков, ни платформ, ни острых носов, ни каких бы то ни было модных признаков. Достаточно вспомнить лишь русские валенки или австралийские угги.

У них есть общая черта – повторение формы ноги с согревающей целью. Валенки на российских просторах носили крестьяне, которые должны были ежегодно переживать морозные зимы. В Австралии сапожки из овчины шились специально для пастухов.

Угги вошли в массовую моду лет десять назад, и образ их стал стремительно трансформироваться. Казалось, что крестьянские валенки сдались под мощным конкурентным натиском своих южных собратьев, но и они выжили. Их производят на постсоветском пространстве и в азиатских странах, например, в Монголии. Современные валенки расписывают этническими мотивами и даже снабжают стильной шнуровкой, что делает из них желанный аксессуар на зиму для поклонников фолк-стиля.

Связь времен

В настоящее время моду можно назвать универсальной. Ранее ситуация обстояла иначе, потому что каждая страна или часть света выделалась своей самобытностью. Она не исчезла совсем, но значительно стерлась. Тем не менее, даже это неплохо, ведь теперь обувные традиции из глубины разных культур прочно обосновались в современной высокой моде, формируя пласт со своей историей.

Евгения Жиркина

 
 
Обсуждаемые